5:26
Автор: Рубрика: Электродвигателя 16 комментариев

Неисправности электрических машин

Neispravnosti-elektricheskikh-mashin  Привет. В этой статье мы с вами обсудим неисправности электрических машин. Это очень важная тема и хотелось бы всю информацию выложить более понятными словами без всяких заумных терминов. Перед этим я писал как можно запустить асинхронный двигатель, кто пропустил эту статью, то почитайте тут.

Неисправностей может быть очень много, но основные это: перегрев обмотки статора, обрыв обмотки статора, обрыв обмотки ротора (фазной или короткозамкнутой), пониженный вращающий момент. А теперь рассмотрим каждую поломку подробней.

В процессе работы асинхронного электродвигателя статорная обмотка может перегреться во многих случаях, однако чаще всего это случается:

когда двигатель работает перегружен в течении длительного времени;

если нарушена вентиляция. К примеру, обломились лопасти крылатки вентилятора или сильно засорена крышка вентилятора, что приводит к плохому обдуву и плохой теплоотдачи;

если напряжение в сети значительно изменится. Пример: если напряжение станет выше номинального, то это приведёт к нагреву стали статора, а если опустится ниже номинального, то повысится ток в обмотке статора и это так же приведёт к перегреву.

Какие признаки перегрева обмоток? Вообще-то, чтобы не допустить перегрева всегда должна быть защита – это тепловое реле. Но если уж так случилось, что пускозащитная аппаратура выбрана не верно, и должным образом она не защищает, то перегрев можно определить по сильно высокой температуре двигателя, по разным токовым нагрузкам на фазах или двигатель может сильно гудеть, и может понизиться вращающий момент.  Так же эти все признаки могут указать и на витковое замыкание в обмотке статора.

На картинках в статье вы можете увидеть, что получается в случае перегрева обмоток. Эти картинки взяты с интернета. Peregrev-obmotok-statora

  Теперь рассмотрим признаки перегрева обмоток ротора. Такую неисправность можно выявить, если двигатель при пуске сильно гудит, не набирает номинальную частоту вращения вала, пульсации токовых нагрузок в статоре. Все эти признаки также могут появиться и при плохом контакте или при повреждении беличьей клетки. В таком случае нужно перезалить новую беличью клетку.

  Обрыв в обмотке статора. Если обмотка статора соединена в звезду и произошёл обрыв одной фазы, то тока в ней не будет, а в двух остальных фазах будет значительно завышен. При таком обрыве двигатель запускаться в работу не будет. Если обрыв произошёл во время работы, то это может вызвать сильное гудение, а также он может перегрузиться.

Peregrev-obmotok  При обрыве обмотки статора, если обмотка соединена в треугольник и произошёл обрыв фазы которая находится двумя проводниками, то ток в этом проводе будет выше чем в двух остальных. Запустить двигатель при такой неисправности всё же можно, но мощность его намного будет меньше, и он очень быстро перегреется.

Обрыв в обмотке ротора (короткозамкнутой или фазной). Могут сказать, что я с фазными роторами дел не имею, разве что на электротельферах и электроталях. У нас на заводе в основном все двигателя с короткозамкнутыми роторами. Но я знаю точно, что если произойдёт обрыв обмотки ротора, то в питающей сети появляется колебания тока, уменьшаются обороты двигателя, появляется гудение и может появиться вибрация, особенно если двигатель находится в работе.

Peremotka-dvigatelya  Ну и пониженный вращающий момент может возникнуть при неисправностях описанных выше. Так же пониженный вращающий момент может появиться после перемотки двигателя, если не правильно соединить секции катушечных групп. Но это бывает очень редко. Ещё хочу поделиться с вами формулой, по которой можно вычислить падение вращающего момента, если снизилось напряжение. Так как ток и магнитный поток пропорциональны напряжению, то вращающий момент пропорционален квадрату напряжения. К примеру если напряжение опустилось до 340 В, то (380/340)2  = 1.42 т.е. более чем на 24%.

  Вот и всё, что хотел сказать относительно неисправностей электрических машин. Если статья вам была полезна, то поделитесь неё в социальных сетях и подпишитесь на обновление блога.

С уважением Александр!

Хочешь получать статьи этого блога на почту?
16 комментариев
  • Валерий

    Своеобразный у вас сайт Александр, уверен вы найдете своего тематического читателя. Я также оставлю закладку на ваш проект есть и личные вопросы к вам по теме.

    2015-05-13 в 10:53 | Ответить
    • Семак Александр

      Валерий, думаю что тема электричества очень актуальна. Конечно большинство делают сайты на тему: «Как создать блог и заработать на нём», но мне что то эта тема не по душе. На своём сайте планирую выкладывать литературу и писать статьи. Заходите ещё, буду рад общению.

      2015-05-13 в 11:02 | Ответить
      • Просто блоггер

        Все правильно, заниматься нужно именно тем, к чему душа лежит. Успехов вам в развитии и продвижении блога.

        2015-06-18 в 11:03 | Ответить
        • Семак Александр

          Спасибо!!!

          2015-06-18 в 12:07 | Ответить
  • Алексей

    Александр, Вашей публикацией настолько поражён. что не могу не напомнить анекдот.

    Россия, 2020 год, урок физики. Батюшка: «А скажи мне, отрок, как течёт электричество по проводам?»

    Ученик: «С Божьей помощью!» Батюшка: "Правильно! Садись, «пять».

    Александр, извини, но ИНТЕРНЕТ заполнен аудиторией, которая настроена верить, что любые проблемы решаются «С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ».

    2015-05-16 в 10:14 | Ответить
    • Семак Александр

      Алексей, если честно то я не понимаю как ваши слова: «ИНТЕРНЕТ заполнен аудиторией, которая настроена верить, что любые проблемы решаются «С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ»» относятся к моей статье.

      2015-05-16 в 11:34 | Ответить
  • Александр

    Сгоревшая первая обмотка, вторая, все очень знакомо, но дело с ремонтом электродвигателей не имел.

    2015-05-18 в 6:54 | Ответить
    • Семак Александр

      Я тоже именно ремонтом обмоток не занимаюсь, но неисправности выявлять знаю как.

      2015-05-18 в 8:05 | Ответить
  • Александр Ризун

    А у меня недавно сгорела дрель. Но сам я ее ремонтировать не берусь, думаю, чтов нужна специализированная мастерская, которой у меня нет.

    2015-05-24 в 10:24 | Ответить
    • Семак Александр

      Лучше конечно сдать дрель в мастерскую. Обычно выходит со строя якорь(ротор). Такую неисправность обычно не ремонтируют, проще купить новый и заменить.

      2015-05-25 в 11:08 | Ответить
  • bytrina

    Вот и напомнили мне какие существуют неисправности у электромашин, мой отец был электриком, а вот я электронщик и это тема мне знакома.

    2015-05-29 в 6:59 | Ответить
    • Семак Александр

      Я очень рад.

      2015-05-29 в 8:12 | Ответить
  • Артем

    Интересная у вас информация на блоге. Пожалуй, сделаю себе заметочку и буду заглядывать к вам частенько. В электричестве я не силен. Так что буду наверстывать.

    2015-09-09 в 1:45 | Ответить
    • Семак Александр

      Буду только рад вашему визиту.

      2015-09-09 в 3:18 | Ответить
  • Иван

    Снова обращаюсь к вам за советом! Не могу запустить эл. двигатель 1,5 кВт от 220в.Проверил все обмотки на лампочку, горит она хорошим накалом, но при подсоединении конденсатора вращаться не хочет, емкость и увеличивал и уменьшал, менял фазы, но он так и не запустился. Может я что то делаю не так?

    2017-12-01 в 8:29 | Ответить
    • admin

      Иван, а звук он хоть какой-то издаёт? Может гудит? Если гудит и не запускается, то попробуйте вручную крутануть за вал, но только не голыми руками, чтобы не пораниться. Если начнёт разгоняться, то пробуйте ещё конденсатор увеличить. Если вообще молчит, то значит неправильно подключаете или же проблемы с двигателем.

      2017-12-01 в 11:07 | Ответить
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: