Привет. В этой статье мы с вами обсудим неисправности электрических машин. Это очень важная тема и хотелось бы всю информацию выложить более понятными словами без всяких заумных терминов. Перед этим я писал как можно запустить асинхронный двигатель, кто пропустил эту статью, то почитайте тут.
Неисправностей может быть очень много, но основные это: перегрев обмотки статора, обрыв обмотки статора, обрыв обмотки ротора (фазной или короткозамкнутой), пониженный вращающий момент. А теперь рассмотрим каждую поломку подробней.
В процессе работы асинхронного электродвигателя статорная обмотка может перегреться во многих случаях, однако чаще всего это случается:
когда двигатель работает перегружен в течении длительного времени;
если нарушена вентиляция. К примеру, обломились лопасти крылатки вентилятора или сильно засорена крышка вентилятора, что приводит к плохому обдуву и плохой теплоотдачи;
если напряжение в сети значительно изменится. Пример: если напряжение станет выше номинального, то это приведёт к нагреву стали статора, а если опустится ниже номинального, то повысится ток в обмотке статора и это так же приведёт к перегреву.
Какие признаки перегрева обмоток? Вообще-то, чтобы не допустить перегрева всегда должна быть защита – это тепловое реле. Но если уж так случилось, что пускозащитная аппаратура выбрана не верно, и должным образом она не защищает, то перегрев можно определить по сильно высокой температуре двигателя, по разным токовым нагрузкам на фазах или двигатель может сильно гудеть, и может понизиться вращающий момент. Так же эти все признаки могут указать и на витковое замыкание в обмотке статора.
На картинках в статье вы можете увидеть, что получается в случае перегрева обмоток. Эти картинки взяты с интернета.
Теперь рассмотрим признаки перегрева обмоток ротора. Такую неисправность можно выявить, если двигатель при пуске сильно гудит, не набирает номинальную частоту вращения вала, пульсации токовых нагрузок в статоре. Все эти признаки также могут появиться и при плохом контакте или при повреждении беличьей клетки. В таком случае нужно перезалить новую беличью клетку.
Обрыв в обмотке статора. Если обмотка статора соединена в звезду и произошёл обрыв одной фазы, то тока в ней не будет, а в двух остальных фазах будет значительно завышен. При таком обрыве двигатель запускаться в работу не будет. Если обрыв произошёл во время работы, то это может вызвать сильное гудение, а также он может перегрузиться.
При обрыве обмотки статора, если обмотка соединена в треугольник и произошёл обрыв фазы которая находится двумя проводниками, то ток в этом проводе будет выше чем в двух остальных. Запустить двигатель при такой неисправности всё же можно, но мощность его намного будет меньше, и он очень быстро перегреется.
Обрыв в обмотке ротора (короткозамкнутой или фазной). Могут сказать, что я с фазными роторами дел не имею, разве что на электротельферах и электроталях. У нас на заводе в основном все двигателя с короткозамкнутыми роторами. Но я знаю точно, что если произойдёт обрыв обмотки ротора, то в питающей сети появляется колебания тока, уменьшаются обороты двигателя, появляется гудение и может появиться вибрация, особенно если двигатель находится в работе.
Ну и пониженный вращающий момент может возникнуть при неисправностях описанных выше. Так же пониженный вращающий момент может появиться после перемотки двигателя, если не правильно соединить секции катушечных групп. Но это бывает очень редко. Ещё хочу поделиться с вами формулой, по которой можно вычислить падение вращающего момента, если снизилось напряжение. Так как ток и магнитный поток пропорциональны напряжению, то вращающий момент пропорционален квадрату напряжения. К примеру если напряжение опустилось до 340 В, то (380/340)2 = 1.42 т.е. более чем на 24%.
Вот и всё, что хотел сказать относительно неисправностей электрических машин. Если статья вам была полезна, то поделитесь неё в социальных сетях и подпишитесь на обновление блога.
С уважением Александр!
Своеобразный у вас сайт Александр, уверен вы найдете своего тематического читателя. Я также оставлю закладку на ваш проект есть и личные вопросы к вам по теме.